Для тех, кто сдался - мир словно камень. Для тех, кто верит - он пластилин.
Наверное, несоответствие трейлера сюжету фильма - особая фишка сценаристов ну, или туда сливаются эпизоды, которые удались но в сюжет не вписались, хотя в этот раз общего оказалось побольше. Заявлено было, что зритель узнает, "что же произошло". С одной стороны, узнать, что за тварь преследует персонажей, несомненно, любопытно. С другой - что столь же несомненно - раскрытие тайны лишит фильм основной его фишки: неизвестность пугает больше всего. Притом не только четвертый эпизод, но и все предыдущие. Поэтому стразу же пришлось данное заявление поставить под сомнение. Так и получилось: зритель узнает только о судьбе Хантера и Кэти. Последняя продолжает оставаться чем-то вроде марионетки в руках существа: притом то ли демон меняет сознание своих жертв, то ли управляет ими по-разному, но поведение Кэти заметно отличается от того, каким оно было в конце второго эпизода: на первый взгляд она вообще ничем не отличается от любого обычного человека. С ней - маленький мальчик примерно в возрасте Хантера, чье поведение как раз выглядит странным: он забирается во двор к соседям и прячется в игровом домике их детей, может подолгу сидеть неподвижно, наблюдая за окружающими, бродит по ночам и общается с невидимым другом, что весьма напоминает историю "дружбы" Кристи и "Тоби".
Однако оказывается, что этот ребенок - вовсе не Хантер. Хантер - приемный мальчик соседей Кэти, который теперь носит другое имя, придуманное новыми родителями. Сложно сказать, почему демон временно выпускает из рук свою добычу и позволяет Хантеру спокойно жить в другой семье (хотя, как следует из воспоминаний новой сестры мальчика - раньше существо преследовало ребенка, пугая его своим присутствием, но потом почему-то отступилось) : мотивы его поступков, как водится, остаются понятными только ему самому. Однако переезд в соседний дом Кэти - привычной уже исполнительницы воли демона ее появление вызывает предвкушающее оживление в зале явно свидетельствует о том, что существо намерено взять то, что ему принадлежит по праву сделки. Уайтт-Хантер, как и другие маленькие дети в фильме, тоже видит демона (по крайней мере настолько ясно, чтобы определить его место нахождения) и может общаться с ним. Теперь видит его и зритель - на съемке камеры ночного видения - но видит не привычный "взрослый" силуэт существа, а что-то вроде второго детского силуэта рядом с ребенком: вероятно, демон видится детям все-таки в несколько измененном виде, потому-то они его и не боятся. Существо столь же миролюбиво в отношениях с мальчиками, как до того - с Кристи, он не трогает детей и даже позволяет играть с собой в догонялки (притом его непростой и недобрый характер как будто бы не проявляется вовсе: Кристи, как известно, явно побаивалась своего невидимого друга). То ли демон относится к своей собственности столь же трепетно, как к себе самому, то ли еще почему, но возражения Уайтта-Хантера ответной агрессии не вызывает: существо лишь терпеливо повторяет, настаивая на своем. Не исключено, что второй ребенок, Робби, сопровождающий Кэти, - тоже чей-то взнос в уплату долга демону, потому и общается Робби со злой сущностью спокойно, и поведение его, мягко говоря, своеобразно. Поведение Уайтта-Хантера после того, как существо топит его в ванне, значительно меняется - скорее всего, переход в полную власть демона в тот момент наконец-то состоялся.
По ходу, кстати, обнаруживается, что запросы существа явно растут: ребенка он, очевидно, получил, теперь его интересует девочка, приемная сестра Хантера. Впрочем, интерес существа остается достаточно пассивным: он лишь один раз пытается убить ее, заперев в гараже с заведенной машиной, и спокойно позволяет жертве вырваться. А ведь известно, что он может убивать и не прибегая к каким-либо вспомогательным средствам. Однако он просто терпеливо ждет, когда за него все сделают другие. Вообще роль существа в четвертом эпизоде становится очень уж пассивной. Он почти не трогает людей, лишь один раз берет на руки спящую под действием снотворного девочку, после чего оставляет ее спокойно спать, не дав ей даже узнать о своем визите. На взрослых он тоже почти не нападет (упавший "с потолка" нож, который демон до этого стащил у хозяйки дома - явно не в счет: мало вероятно, что существо, чьи движения заметно быстрее человеческих, просто промахнулось) до тех пор, пока не решает избавиться от них.
Странный ляп сценаристов: в доме есть кошка, которая никак не реагирует на присутствие демона и даже не смотрит в его сторону, хотя собака, жившая у взрослой Кристи, его прекрасно видела и боялась.
Не очень радует появившееся еще в третьем эпизоде сборище ведьм. С одной стороны, оно объясняет устойчивый интерес существа к людям: видимо, взаимодействие с призванной ими сущностью продолжается; и его периодически нарастающую агрессию: все-таки существо находится в несвойственной ему среде и, как видно, время от времени срывает накопившееся раздражение на попавших под руку людях (бойфренды Кэти, Кристи, их мать, приемные родители Хантера и черт знает, кто еще идут в расход, несмотря на то, что к сделке с существом отношения не имеют). С другой - толпа теток с странным выражением на лицах несколько превращает молитву в фарс снижает впечатление.
Сценаристы увлеклись двумя подростками, пытающимися разобраться в ситуации со странным соседским ребенком, из-за чего главгерой сюжета, само "паранормальное явление" оказывается несколько не у дел. Такое ощущение, что демон то ли ждет чего-то, не пытаясь вмешиваться в происходящее, то ли ему просто надоело доводить людей до нервного срыва, но проявление его присутствия напоминает бесцельное блуждание по дому дабы занять себя чем-нибудь: дверями уже вдоволь насладился за предыдущие годы, сдернутые со спящих одеяла тоже уже не новы, кухонную посуду можно здорово по полу развалить, но уже устарело как-то, разве что мячик с лестницы скатить, игрушки разложить дорожкой, люстра хрустальная об пол, конечно, эффектно разлетается, но вторая такая же уже не интересна... там посидели, тут потоптались, на досуге поболтав ребенком. То ли существо пребывает в нейтральном настроении, как это было достаточно долго в третьем эпизоде, чем и объясняется его пассивность и миролюбие: даже приемная родительница Хантера нарвалась на агрессию по собственной неловкости: судя по тому, что от дыхания демона колыхнулись ее волосы, она имела несчастье нарушить его личное пространство (помнится, няня девочек в третьем эпизоде отскочила, почувствовав чужое дыхание на своем лице, чем, возможно, спасла себя, ну, или развлекла существо, заслужив его снисхождение).
Как таковая концовка в фильме отсутствует и это явный плюс, хотя на первый взгляд кажется недоработкой: дальнейшая судьба девочки понятна и так, а логического завершения у происходящего просто не может быть. Пока демон находится рядом с людьми, помешать ему или отделаться от него ни одна из очередных жертв не сможет: все зависит только от желания самого существа. Даже те, кто задолжал что-то демону в обмен на полученное от него находятся в относительной безопасности лишь до тех пор, пока продолжают удовлетворять его запросы. Завершение истории водворением существа в его слой реальности так же обесценило бы все предыдущие сюжеты, напрягающие именно своей безысходностью. Короче, идея фильма в четвертом эпизоде вроде бы как сохранена, но воплощение ее, скажем, могло бы пройти и удачнее.
Будет время пересмотреть - проверю впечатление, может, просто надо меньше над соседями в зале ржать, которые явно под кресло отложили не кирпич, а Китайскую стену - не меньше, но пока из четырех эпизодов этот - самый слабый, более всего из-за пассивности самого "паранормального явления".

@темы: Об этой картине можно говорить бесконечно., Все чудливее и странноватей