Для тех, кто сдался - мир словно камень. Для тех, кто верит - он пластилин.
Да, снова "3", а не "4". Наверное, потому что предыдущая третья часть была снята совместно с японцами. В общем-то, это и не важно. Две недели с нетерпением ждали фильма: было заявлено, что мы увидим детство Кэти и Кристи. То есть если не самое начало истории, то хотя бы ту ее часть, о которой сами героини не могут внятно вспомнить ничего, кроме мелочей, схожих со взрослыми впечатлениями - дыхания в лицо, присутствия кого-то у самой постели, когда просыпаешься ночью. Спойлер!

Сюжет трех (то есть за кадром - даже четырех) фильмов объединен образами Кэти и Кристи. На первый взгляд - они в центре сюжета и их семьи становятся участниками событий. Три из четырех фильмов посвящены именно им. При этом образы сестер остаются в сознании зрителя довольно-таки расплывчатыми. Характеры тоже особой индивидуальностью не отличаются: разве что Кэти более решительна, чем Кристи. А в остальном – из беззаботно-веселых они постепенно становятся взвинченными и запуганными. Их мужчины отличаются стремлением снимать на камеру все и вся и нежеланием понимать, что незваный обитатель дома действительно опасен; в отличие от Кэти и Кристи, которые вспоминают свой детский кошмар и подсознательно стараются оградить себя от этой темы или, во всяком случае, понимают, насколько происходящее серьезно. Мало чем отличаются от них Харука и ее брат: та же смена состояний-настроений, то же стремление снять на видео странные происшествия, то же, что и у сестер, нежелание «позировать» перед камерой в спальне. Ну, разве что Харука, впервые встретившаяся с демоном, не имеет подсознательного страха, оставшегося из прошлого, но она так же боится признаться себе в том, о чем давно догадалась – в явном преследовании со стороны неведомого создания. Кроме сходства характеров явно бросается в глаза постоянный состав персонажей: всегда есть пара главгероев разного пола, есть посетители/домочадцы из числа родни и знакомых, среди которых есть кто-то, способный на контакт с демоном – от понимания его настроения до речевого/невербального контакта, с обменом конкретной информацией. Явную повторяемость отметит любой зритель, посмотревший хотя бы два фильма, неважно, в какой последовательности. Странно было бы предположить настолько явный просчет режиссера. Значит, в этом следует видеть изначальный замысел. Чтобы понять суть, достаточно слегка изменить угол зрения с привычного антропоцентрического на иной, где человек отойдет на периферию. Кэти, Кристи, Харука и их семьи – не центр сюжета, а всего лишь декорации. И не случайно фильм назван «Паранормальное явление». Фильм не о сестрах или японской студентке, а о «паранормальном явлении», о том, кого мы так и не увидим на экране. Именно демон, преследующий людей, является движущей силой сюжета. Его действия управляют людьми, провоцируя их на необходимые существу поступки и настроения. В отличие от людей в сюжете, демон явно является индивидуальностью. Нетрудно заметить, что он обладает болезненным самолюбием, не прощая не то что обид, но и малейшей неловкости по отношению к себе. Впрочем, при этом он хитер и гибок в поведении и при желании может притворяться миролюбивым и сдерживать свой неудовольствие. Он коварен и умело манипулирует своими жертвами, легко разбираясь во взаимоотношениях людей. Он жесток и мстителен, хотя и ценит себя больше своих жертв, но быть снисходительным к их невольным просчетам не считает нужным. У демона есть даже что-то вроде чувства юмора: достаточно вспомнить игру в привидение, которое трудно воспринимать иначе, как прикол. Правда, развлечения существа жестоки и опять же направлены, прежде всего, на издевательства над жертвами. Маловероятно, что хитрое и ловкое существо случайно попадается в примитивные ловушки вроде рассыпанного на полу порошка, с целью получить его следы – он явно идет навстречу ухищрениям людей, чем снова подчеркивает свое превосходство над ними: желаемые следы получены, но ничего, кроме ужаса от присутствия демона в непосредственной близости люди от этого не добились. По той же причине демон, ломая или роняя камеру, не уничтожает запись. Камера запечатлевает дыхание существа и своеобразное ворчание-бормотание, напоминающее речь, при этом демон владеет и человеческой речью, как устной, так и письменной.
Несмотря на то, что увидеть существо не удается ни зрителям, ни героям (не считая Кристи, которая, впрочем, не делится информацией о его внешности), облик существа можно представить себе достаточно четко. По смутно намеченному силуэту и направлению взглядов Кэти и Кристи, можно понять, что рост существа примерно соответствует высокому мужскому росту; параметры его тела тоже напоминают мужскую фигуру: плечи существа значительно шире бедер (личность существа тоже скорее мужская, не случайно он откликается на мужское имя Тоби). Руки демона схожи с человеческими, если не считать острых когтей – четыре пальца, расположенных рядом и один противопоставлен (это заметно по расположению царапин на телах жертв и особенностях захвата волос людей и предметов), размер кисти также соотносим с человеческим. Существо двуного, но отпечатки нижних конечностей на полу скорее похожи на след зверя, чем человека. Неизвестно, есть ли у него хвост, крылья, рога или иные необычные части тела, обычно приписываемые демонам человеческой фантазией. Лицо существа тоже трудно себе представить, но можно предположить, что лицо соотносимо с человеческим по строению – во всяком случае, человеческие лица способны отразить его эмоции. Впрочем, именно соотносимо: след от укуса явно показывает наличие клыков, так что лицо от человеческого наверняка все же отличается. Конечно, существо не обладает телом в привычном понимании этого слова, но явно может взаимодействовать с предметным миром – он может оставлять следы, воздействовать на предметы, хватать, удерживать и даже носить за собой людей.
Его когти оставляют вполне ощутимые царапины на телах жертв и предметах, кроме того существо обладает немалой силой, которую можно назвать физической – во всяком случае, собственноручно и без видимых усилий сломать своей жертве позвоночник демон вполне способен. Да и увидеть его самого можно – неясный силуэт, мгновенное движение, замеченное краем глаза. Его взаимодействия с вещественным миром своеобразны: сначала кажется, что ему чего-то не хватает для получения власти над людьми и их миром. Однако постепенно выясняется, что впечатление ошибочно: демон с легкостью разбрасывает или берет вещи и может убивать, не пользуясь телами жертв. Вроде бы, он ограничивает свою деятельность домом своих жертв, перебираясь в другое место только вслед за ними, но при этом может отлучаться куда-то, чтобы разделаться с обидчиком; он оставляет в живых сводную сестру Хантера и не пытается преследовать ее (вроде бы, потому что она не связана родством с Кристи), дает понять, что связываться с ним не стоит, посторонним посетителям и отпускает внявших предупреждению живыми, но может убивать и без видимых причин или начать преследовать людей, никаких дел с ним не имевших. Действия демона не оригинальны, он редко придумывает что-то новое - ему это просто не нужно: намеченная жертва и без того в его власти, он отлично осознает свое могущество и нет необходимости изощряться в выдумках. Ощущение власти и неумолимости демона – лейтмотив фильма и его основная цель. На это работает повторяемость сюжета, безликость героев и индивидуальность «Тоби». «Документальность» съемки, типичность проявлений присутствия существа, сюжет о семье японцев, случайно попавшихся демону на глаза – стирают границы между миром фильма и миром зрителя. Действительно, можно вспомнить сохранившийся за множество поколений, казалось бы, бессмысленный страх перед темнотой; по пальцам перечесть людей, которым не довелось ни разу встретиться с необъяснимым (от неожиданно упавшего предмета, до непосредственного контакта неведомо с кем), сколько можно отыскать свидетельств встреч с «паранормальным явлением». И кто может с уверенностью сказать, что никогда не встретиться с необъяснимым, и уж, тем более, - что оно само не пожелает назначить встречу.

@темы: Об этой картине можно говорить бесконечно.